Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дом. Квартира»
Цель: актуализация словаря по лексической теме "Дом. Квартира"
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять представления детей о видах домов и их своеобразии;
- Учить подбирать и различать антонимы;
- Упражнять в образовании относительных прилагательных.
- Развивающие:
- Развивать зрительное внимание и восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
- Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение.
- Совершенствовать умение правильного построения грамматической стороны речи.
- Развивать мышление, воображение, память.
- Воспитательные:
- Воспитывать внимательность к занятиям;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки;
- Воспитывать усидчивость на занятиях.
Оборудование: Изображение Незнайки, изображение одноэтажного дома, изображение многоэтажного дома, изображения комнат.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Учитель-логопед: С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к сказочному персонажу.
(Поместить на доску картинку с изображением Незнайки) Вы его узнали?
Дети: Да. Это Незнайка
Учитель-логопед: Правильно, это Незнайка. Но прежде чем к нему пойти отгадайте загадку:
Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы (дом)
- Правильно! Дом! Вот такой дом у Незнайки!
(Разместить на доске изображение домика)
II. Основная часть
- Образование относительных прилагательных:
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно на домик Незнайки и скажите, из каких частей он состоит?
Дети: Из стен, крыши, окон, двери, трубы
Учитель-логопед: Дома строят из разных материалов и если у Незнайки дом из кирпича – тогда он какой?
Дети: кирпичный,
Учитель-логопед: из камня
Дети: каменный и т.д.
Учитель-логопед: А крыша, сделанная из железа какая?
Дети: железная.
Учитель-логопед: Крыша, сделанная из соломы какая?
Дети: соломенная.
Учитель-логопед: Дверь из металла какая?
Дети: металлическая.
Учитель-логопед: Дверь из дерева какая?
Дети: деревянная.
- Активизация опорных знаний. Словообразование:
Учитель-логопед: Ребята, сколько этажей в домике Незнайки?
Дети: один.
Учитель-логопед: Значит дом у Незнайки одноэтажный. А если бы у него было два этажа? А если много этажей?
(Разместить картинку многоэтажного дома)
Учитель-логопед: В многоэтажном доме живет одна семья или много семей? В нем одна квартира или много?
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Одноэтажный дом – многоэтажный дом
Высокий дом – низкий дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Далекий дом – близкий дом
- Образование прилагательных
Учитель-логопед: В каждом доме или квартир, есть комнаты. Их может быть одна или несколько. Ребята, давайте подумаем и скажем, если в квартире:
1 комната- однокомнатная квартира
2 комнаты- двухкомнатная квартира
3 комнаты- трёх комнатная квартира
4 комнаты- четырёхкомнатная квартира
Учитель-логопед: А сейчас Незнайка просит помочь ему собрать картинки (Дети собирают разрезные картинки).
Учитель-логопед: Какие же в квартире и в доме бывают комнаты? (Коридор, кухня, столовая, ванная, прихожая, спальня, детская, гостиная, кладовка)
- Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Будем строить и играть (приседаем)
Дом большой, высокий строим (руками тянемся вверх)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом (руками показываем впереди себя)
Будет жить Мишутка в нём ( ходим как медведи)
Учитель-логопед: Ребята, а назовите мне, пожалуйста, части, которые есть в каждой комнате. (Пол, потолок, дверь, окно, стена).
Учитель-логопед: Какой первый звук в слове пол?
Учитель-логопед: Звук [П]- это какой звук?
Дети: согласный, глухой, твердый
Учитель-логопед: Ребята, а какой последний звук в слове потолок?
Учитель-логопед: Звук [К]- это какой звук?
Дети: согласный, глухой, твердый
Учитель-логопед: Ребята, давайте подумаем в многоэтажном доме много чего? (Этажей, окон, лестниц, квартир, стен, потолков, балконов, подъездов, дверей, комнат)
- Дидактическая игра «Назови родственные слова»
Учитель-логопед: Послушайте стихотворение и добавьте недостающие слова.
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил…( дом).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой ... (домище).
III. Итог занятия
Учитель-логопед: Вот и подошло наше занятие к концу. Пора прощаться с Незнайкой.
Рефлексия:
Дети выбирают картинки с понравившемся домом.
|