Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Зима»
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
- развитие связной речи (составление предложений по теме «Зима»).
-формирование правильной грамматически оформленной речи дошкольников
- образования глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
- образование относительных прилагательных.
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
-развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Коррекционно-развивающие:
-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза.
- развивать проприоцептивную систему
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки;
-воспитывать усидчивость, интерес на занятиях.
Ход занятия
- Организационный момент
Учитель-логопед: Слушайте загадку:
«Белоснежная хозяйка
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним признаки зимы.
9Дети отвечают и садятся: Снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша).
- Учитель-логопед:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
- Образование относительных прилагательных
Учитель-логопед: Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
Если на улице холодно, то погода…(холодная).
Если на улице мороз, то погода…(морозная).
Если на улице ветер, то погода…(ветреная).
- Пальчиковая игра
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
кулак, ребро, ладонь
- Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»
Игра «Что наделала зима?»
Учитель-логопед: Зимушка столько всего наделала!
Ребята, вам надо ответить на вопрос словами, которые начинаются с «за»
Пришла зима с морозами и всё …(что сделала?)
Дети: заморозила.
Учитель-логопед: Река покрылась льдом и … (что сделала?)
Дети: заледенела.
Учитель-логопед: Метель мела и все тропинки… (что сделала?)
Дети: замела.
Учитель-логопед: Зима позвала вьюгу и всё… (что сделала?)
Дети: завьюжила.
Учитель-логопед: Снежная пороша дорожки все…(что сделала?)
Дети: запорошила.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Игра «Назови ласково».
Учитель-логопед: Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.
Зима – зимушка, лёд – ледок, холод – холодок, метель – метелица, мороз – морозец, снег — снежок, ветер — ветерок , гора-горка , снеговик- снеговичок, елка-елочка.
- Дыхательные упражнения
Упражнение на дыхание: «Снежинка».
Учитель-логопед: (Раздаёт детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
Молодцы!
- Игра «Путаница»
Учитель-логопед: Ребята, слова рассыпались! Помогите правильно построить предложения.
Дети, забавы, любят, зимние – Дети любят зимние забавы
Девочка, санки, зимой, кататься, на - Девочка катается зимой на санках
Дети, одежда, зимой, надевать, тёплая – Дети зимой надевают тёплую одежду.
Мальчики, снеговик, лепили, сад, в - Мальчики лепили снеговика в саду
Молодцы! И это задание выполнили!
- Физкультминутка
(Дети встают в кружок).
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода (прыжки на месте).
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром (плавные движения руками).
- Игра «Скажи наоборот»
Учитель-логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы постараетесь подобрать слово наоборот- антоним:
Зимой холодно, а летом …. (Тепло или жарко)
Снег белый, а земля….(Черная)
Снег мягкий, а лед….(Твердый)
Зимой ночи длинные, а дни….(Короткие)
Зимой небо пасмурное, а летом….(Светлое)
Зимой лед на реке толстый, а весной…(Тонкий)
Асфальт шершавый, а лёд…(Гладкий)
Снежная королева злая, а Герда…(Добрая).
Молодцы! С этим заданием хорошо справились.
Рефлексия:
Учитель-логопед: Ребята, сейчас вы можете выбрать льдинку, которая вам нравится.
Дети выбирают себе бумажную «льдинку» (на подносе лежат бумажные «льдинки» с грустными и весёлыми изображениями).
|