Конспект фронтального логопедического занятия
в старшей группе
Тема: «Семья»
(итоговое логопедическое занятие по лексической теме для обучающихся старшего дошкольного возраста)
Цель: закрепить знания детей о семье, о родственных отношениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.Закрепить обобщающее понятие «семья». Уточнить и расширить словарь существительными, глаголами, прилагательными на материале лексической темы.
2. Формировать употребление сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше).
3. Формировать правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
4. Учить понимать сложные лексико-грамматические конструкции.
5. Формировать правильную грамматически оформленную речь дошкольников.
Коррекционно- развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление,
общую и мелкую моторику, дыхание.
Коррекционно- воспитательные:
Способствовать формированию теплых и нежных чувств к членам своей семьи, уважения к старшим, к семейным традициям.
Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Семья», наборное полотно или магнитная доска, фотоколлажи.
Предварительная работа: беседа о семье, просмотр презентации по теме, сюжетных картинок. Использование дидактической игры «Семья». Чтение рассказов В.А.Сухомлинского «Бабушка отдыхает», «Седой волосок» и др. Изготовление фотоколлажа вместе с родителями дома. Составление рассказа о своей семье.
Используемые технологии (методы): наглядный, словесный, практический, связанный с практической двигательной деятельностью детей; игровой метод, дидактическая игра.
План занятия
1. Организационный момент.
2.Упражнение «Семья».
3.Игра с мячом «Какой? Какая?»
4.Пальчиковая гимнастика
5.Упражнение «Семейное древо».
6. Физкультминутка – дыхательная гимнастика.
7. Игра «Семейные обязанности».
8. Упражнение «Угадай»
9.Упражнение « Кто старше? Кто младше?»
10.Рефлексия.
Ход занятия
1.Организационный момент.
(Дети стоят полукругом)
Учитель–логопед: Здравствуйте, ребята. Передавайте мяч друг другу и называйте членов семьи ласково.
2.Упражнение «Семья»
(на мониторе телевизора изображение семьи. Дети рассматривают картинку)
Учитель–логопед: Назовите всех, кто изображен на картинке.
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, дочь, сын, сестра, брат.
Учитель–логопед: Кто они все вместе?
Дети: Семья.
Учитель–логопед: Что такое семья?
Дети: Это родные люди, родственники, которые живут вместе, помогают друг другу, заботятся друг о друге.
Учитель–логопед: Правильно! Молодцы!
3. Игра с мячом «Какой? Какая?»
(учитель – логопед дает мяч по очереди каждому ребенку, задавая вопрос. Ребёнок возвращает мяч и отвечает)
Учитель–логопед: Семья какая?
Ребёнок: Большая, дружная, крепкая…
Учитель–логопед: Мама какая?
Ребёнок: Добрая красивая, ласковая…
Учитель–логопед: Папа какой?
Ребёнок: Сильный, смелый, храбрый…
Учитель–логопед: Бабушка какая?
Ребёнок: Любимая, добрая, заботливая…
Учитель–логопед: Дедушка какой?
Ребёнок: Умный, сильный, веселый…
4. Пальчиковая гимнастика
(сначала дети проговаривают слова, загибая поочередно пальцы одной руки (правой или левой) – это небольшая семья. Затем – одновременно двумя руками – это большая семья).
Для правой (левой) руки:
Дети: Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик -папа,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик - я.
Это целая семья.
Для обеих рук вместе:
Дети: Эти пальцы - дедушки,
Эти пальцы - бабушки,
Эти пальцы - папы,
Эти пальцы - мамы,
Ну, а эти пальчики – дочки и сыночки.
5. Упражнение «Семейное древо».
(Дети садятся за столы. У каждого ребёнка на столе лежит фотоколлаж – «Семейное древо», который ребёнок сделал дома вместе с родителями. Предложить по фотоколлажу показать и назвать членов своей семьи. Сказать, какая у них семья (большая или маленькая, дружная, крепкая, весёлая, и т.д.)
6. Физминутка: «Ветерок»
(дети проговаривают слова и выполняют движения).
Мы подуем высоко (руки поднять вверх и подуть)
Мы подуем низко (наклониться, руки – вниз, подуть)
Мы подуем далеко (стоя, вытянуть руки вперёд и подуть)
Мы подуем близко (ладони приблизить к лицу и подуть на них)
7.Упражнение «Кто старше? Кто младше?»
(на экране телевизора изображения двух членов семьи. Учитель-логопед задаёт детям вопрос)
Учитель–логопед: Кто старше?
Дети: Бабушка старше мамы.
Учитель–логопед: Кто младше?
Дети: Сестра младше брата. И т.д.
8. Игра «Семейные обязанности»
(Предложить детям распределить обязанности между членами семьи. На магнитной доске закреплены картинки с изображением членов семьи: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь и сын. Рядом на столе лежат картинки, на которых изображены предметы быта. Ребёнок берёт картинку со стола, прикрепляет её под изображением одного из членов семьи и составляет предложение. Возвращается на место за столом.)
Ребенок: Мама стирает бельё.
Ребенок: Бабушка готовит обед.
Ребенок: Дедушка выносит мусор.
Ребенок: Папа ремонтирует велосипед. И т.д.
Учитель–логопед: Ребята, у кого в семье обязанностей больше? У кого меньше?
(Дети дают полный ответ: В семье обязанностей больше у мамы.)
9.Упражнение «Угадай»
(Дети становятся полукругом напротив картинки «Семья»)
Учитель-логопед: Ребята, отгадайте, о ком я говорю.
1. Он старше сына, но младше дедушки. Кто это? (Ответ детей: папа)
2. Она младше бабушки и младше мамы. Кто она? Ответ детей: дочка)
3. Она младше бабушки, но старше дочери. Кто она? (Ответ детей: мама)
Учитель-логопед:
- Дима, кто ты для дедушки? (ответ ребенка: внук)
- Максим, кто ты для сестры? (ответ ребенка: брат)
- Вероника, кто ты для брата? (ответ ребенка: сестра) и т.д.
10. Рефлексия
Учитель-логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна человеку семья?
Дети дают полный ответ:
- Семья нужна человеку для того, чтобы помочь в трудную минуту.
- Семья нужна человеку, чтобы не было скучно и грустно. И т.д.
Учитель-логопед: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой цветок в России является символом семьи?
Дети: Символом семьи в России является ромашка.
Учитель-логопед: Перед вами на столе лежат ромашки. Я предлагаю вам выбрать ромашку, которая подходит вашему настроению.
(дети выбирают).
Учитель-логопед: Это не простая ромашка, а ромашка-загадка. Посчитайте лепестки. Сколько получилось?
Дети: Семь лепестков.
Учитель-логопед: К цифре семь прибавьте Я, что получится?
Дети: Семья.
Учитель-логопед: Желаю всем, чтобы семьи ваши были крепкие и дружные.
|