Методическая разработка
Гетман Марии Николаевны,
учителя -логопеда МБДОУ №1 "Солнышко"
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука Р в прямых слогах и словах»
Цель: Автоматизация звука Р в прямых слогах и словах.
Задачи:
- Научить произносить [Р] в прямых слогах, словах.
- Развить артикуляционную моторику, мелкую моторику
- Развить фонематическое восприятие,
- Активизировать внимание и память.
- Развить звуковой анализ и синтез.
Оборудование: зеркало, речевой материал для развития фонематического восприятия, нейро-артикуляционная гимнастика.
Ход занятия:
I Орг. момент.
Отгадывание загадок. Определение темы занятия.
1. В воде она живет, нет клюва, а клюет.(Рыба)
2.Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он…(Жираф)
3.Сегодня все ликует!В руках у детворыОт радости танцуютВоздушные …( Шары)
Какой один звук присутствует во всех этих словах?
II.Основная часть.
-Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в прямых слогах и словах. И начнем с разминки.
Развитие артикуляционной моторики
1.Нейро-артикуляционная гимнастика:
«Лошадка-Барабанщик». При смене артикуляционного упражнения меняется положение ладоней.
2.Автоматизация звука Р в слогах. Уточнение артикуляции:
Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука р. Положение губ: они открыты. Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Проговори слоги.
Ра-ра, ра-ра,ра,Ро-ро, ро-ро-ро,Ру-ру, ру-ру-ру,Ры-ры, ры-ры-ры.
Ра-ро-ру-ры,Ро-ру-ры-ра,Ру-ры-ра-ро,Ры-ра-ро-ру.
3.Автоматизация звука Р в слогах и словах.
Проговори слова
Ра-ра-ра – высокая гора,Ра-ра-ра – старая нора,Ро-ро-ро – новое перо,Ру-ру-ру – скачет кенгуру,Ры-ры-ры – синие шары,Ры-ры-ры – много детворы.
Развитие мелкой моторики
4.Пальчиковая гимнастика.
а) «Кошка» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. (Произносим Мур – Мур).
б) «Собака» Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. (Произносим Р – Р – Р)
5.Развитие фонематического слуха.
а) Хлопнуть в ладоши , когда услышишь слог со звуком [Р]: МА, РУ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ТО, РО, ЗЭ, МЫ, РЫ,ПА, КУ, РА
Хлопнуть в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Р]: рыба, губы, игра, зубы, букет, забор, голос, ветер, лапа, рысь, голубь, норы, укол, дыра.
б) Рассмотреть картинку, назвать слово и определить, какой будет последний слог.
Ша-
Зеб-
Пе-
Вед-
Кенгу-
Ку-
Тиг-
Топо-
в) Заменить первый звук в слове на звук [Р] (на слух).Хобот (робот), нога (рога), танец (ранец), мычать (рычать),Тома (Рома), пугать (ругать), высь (рысь), поза (роза), мука (рука).
6.Развитие звукового анализа и синтеза.Собрать слова из букв. Определить количество звуков в этих словах и место звука Р ( Слова: работа, труба, забор.). Придумать слова, где звук Р будет в начале, середине и в конце слова. 7.Проговаривание скороговорки.
Расшифруй и прочитай скороговорку. Помни, что сейчас нам важно сказать правильно.
а)Топор стучит – дрова колю, пила звенит – дрова пилю.
б)На дворе трава на траве дрова.
III Рефлексия.
С каким звуком мы сегодня работали?
Активизация внимания и памяти.
Назвать слова со звуком [Р], которые запомнились. До новых встреч!
|