Методическая разработка
Гетман Марии Николаевны,
учителя -логопеда МБДОУ №1 "Солнышко"
Конспект НОД
обучающихся старшего дошкольного возраста
Тема: «Зима»
(формирование лексико-грамматических категорий)
Цель: актуализация речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения лексической темы: «ЗИМА»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить представлений о зиме и ее приметах.
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, Снегурочка, Снеговик, снегопад, снегирь, искристый, сверкающий, хрустящий, холодный, пушистый, снежный, гулять, копать, катать, лепить, кататься.
- Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, Снегирь).
- Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе.
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, причастиями, числительными.
- Совершенствовать умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.
- Закрепить обобщающее значение слова «зима». Учить определять признаки зимы.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие.
- Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
- Развивать четкость артикуляционных позиций губ и языка.
- Улучшать координацию движений пальцев рук.
- Вырабатывать правильное речевое дыхание.
- Развивать интонационную выразительность голоса, умение выражать свои чувства и эмоции.
- Совершенствовать пластику движений.
Коррекционно-Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением веселого и грустного снеговика, «снежинки» для развития речевого дыхания, предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме, а помогать нам будет сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Это что за человек пробрался в двадцать первый век?
Нос – морковка, в руке – метла боится солнца и тепла? (Снеговик)
Основная часть
1.Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы поиграем с нашими пальчиками и руками. (Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.)
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку снежков.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой
ложкой, положить руки под щеку.)Н.В. Нищева
2.Мимические упражнения
Логопед: Ребята, все мы знаем, что такое зима. Многое можем рассказать о ней. А вот как показать, что это такое? Не произнося слов. (Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.)
Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня: —
Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
3. Развитие зрительного внимания. Активизация словаря. Развитие связной речи.
Логопед: Посмотрите какую я нашла картинку. Мне кажется, что-то в не так. Как вы думаете, художник ничего не перепутал?
Игра «Что перепутал художник?» (Дети зимой не катаются на велосипедах. Медведь спит в берлоге. Зимой птицы не вьют гнезда. На деревьях не распускаются листочки. Дети не загорают на пляже.)
4. Упражнение для развития мышц язычка.
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками. Подвигайте зеркала, посмотрите на свои язычки и начнем игру.
«Сосулька»: Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска»: Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
«Саночки»: Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
«Ураганный ветер»: Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
5.Развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»
Логопед: Ребята, а давайте представим звуки зимы. Какие они? Как их можно произнести?
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
6. Активизация словаря
Логопед: Я знаю одного Зайчика, он пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают, что такое зима. Поможем Зайчику подобрать нужные слова?
Пришла долгожданная (что?) …зима.
Дует холодный (что?) … ветер.
Крепчает (что?) … мороз.
Стали совсем короткими (что?) … дни.
Длинными стали (что) … ночи.
Кружатся красивые, легкие (что?) … снежинки.
На стеклах мороз нарисовал (что?) …узоры.
На земле снежные (что?) … сугробы.
На реках, прудах толстый (что?) … лед.
7. Развитие навыков словообразования.
Логопед: Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете, кто такие поэты. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег).
С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки).
На деревню, на лужок все снижается (снежок).
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью … (снежной).
Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом – снежная фигурка: это девочка… (Снегурка).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …(снегири).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).
Логопед: Вы – молодцы, хорошо придумали и нашли правильные ответы. (Еще раз назвать слова.) А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (От слова снег.)
8. Развитие лексики.
Подобрать как можно больше слов – определений:
Зима (какая?) … (холодная, снежная, злая, вьюжная)
Снег (какой?) …
Лед (какой?)…
9. Развитие речевого дыхания.
Упражнение на дыхание «Вьюга».
- А еще зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас мы подуем на снежинки так, чтобы он кружились в воздухе. (Подуть тонкой струей на снежинки.)
10. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
Под
|
снежным
|
покрывалом
|
покоится
|
земля.
|
В краю
|
большом
|
и малом
|
всё снежные поля.
|
Бери скорее
|
санки,
|
из дома
|
выбегай.
|
Поедем
|
утром рано
|
кататься
|
в снежный
|
край.
|
11. Развитие связной речи. Составление сложноподчиненных предложений.
Люди зимой носят теплую одежду, потому что … (холодно, мороз).
Девочки намочили рукавички, потому что … (лепили Снеговика).
Зайчик сменил серую шубку на белую, потому что … (она не заметна на снегу).
Дети смастерили кормушки, потому что … (птичкам нечем питаться).
12. Развитие связной речи. Логического мышления. Составление предложений по картинке: Кто чем питается?
13. Развитие зрительного внимания. Развитие грамматических категорий: согласование существительных с числительными.
Сколько птичек увидел Никита возле кормушки?
14. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима в городе»
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дома, деревья, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на лицу. Ребята лепили Снеговика. Дети катались на санках и коньках. Весело зимой!
(Рассказ может быть составлен при помощи картинок-подсказок, по наводящим вопросам).
Рефлексия
Логопед: Снеговику очень понравился рассказ и зимние приключения. Он решил подарить вам, ребята, картинки-раскраски.
|