Воскресенье, 19.05.2024, 09:51
МБДОУ детский сад - ясли № 1 "СОЛНЫШКО"

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Наши достижения
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Вход на сайт
Конкурс
Поддержка детям
ГМУ
День Победы
Госуслуги
Телефон доверия
Собрание
Праздники России
Праздники России
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования и молодёжной политики СК
  • ФГАУ "ФИРО"
  • Официальный портал ОМС города Лермонтова
  • Наш опрос
    Оцените наш сайт

    Всего ответов: 16
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Методический кабинет » Методическая копилка

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ГЕТМАН М.Н.
    09.02.2019, 11:58

     


                                                                                                                                                                                  Методическая разработка

                                                                                                                                                                         Гетман Марии Николаевны,

                                                                                                                                                                          учителя -логопеда МБДОУ №1 "Солнышко"

    Конспект НОД

    обучающихся старшего дошкольного возраста

    Тема: «Зима»

    (формирование лексико-грамматических категорий)

    Цель: актуализация речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения лексической темы: «ЗИМА»

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Закрепить представлений о зиме и ее приметах.
    • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, Снегурочка, Снеговик, снегопад, снегирь, искристый, сверкающий, хрустящий, холодный, пушистый, снежный, гулять, копать, катать, лепить, кататься.
    • Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, Снегирь).
    • Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе.
    • Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, причастиями, числительными.
    • Совершенствовать умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке.
    • Закрепить обобщающее значение слова «зима». Учить определять признаки зимы.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие.
    • Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
    • Развивать четкость артикуляционных позиций губ и языка.
    • Улучшать координацию движений пальцев рук.
    • Вырабатывать правильное речевое дыхание.
    • Развивать интонационную выразительность голоса, умение выражать свои чувства и эмоции.
    • Совершенствовать пластику движений.

    Коррекционно-Воспитательные:

    • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с изображением веселого и грустного снеговика, «снежинки» для развития речевого дыхания, предметные и сюжетные картинки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Логопед: На занятии мы будем говорить о зиме, а помогать нам будет сказочный герой. Отгадайте, кто это? 

     

    Это что за человек пробрался в двадцать первый век?

    Нос – морковка, в руке – метла боится солнца и тепла? (Снеговик)

    Основная часть

     

    1.Развитие мелкой моторики

    Логопед: Ребята, а сейчас мы поиграем с нашими пальчиками и руками. (Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.)

    Мы во двор пошли гулять

    Раз, два, три, четыре, пять,    (Загибать пальчики по одному.)

    Бабу снежную лепили.             (Имитировать лепку снежков.)

    Птичек крошками кормили,  (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались.  (Вести указательным пальцем правой руки

                              по ладони левой руки.)

    А еще в снегу валялись.           (Класть ладошки на стол то одной,

                               то другой стороной.)

    Все в снегу домой пришли,     (Отряхивать ладошки.)

    Съели суп и спать легли.          (Производить движения воображаемой 

                                                      ложкой, положить руки под щеку.)Н.В. Нищева

    2.Мимические упражнения

    Логопед: Ребята, все мы знаем, что такое зима. Многое можем рассказать о ней. А вот как показать, что это такое? Не произнося слов. (Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.)

     Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

    Передать гневную интонацию деда Мороза.

    Дед Мороз проспал в постели,

    Встал, сосульками звеня: —

    Где вы, вьюги и метели?

    Что не будите меня?

    3. Развитие зрительного внимания. Активизация словаря. Развитие связной речи.                   

    Логопед: Посмотрите какую я нашла картинку. Мне кажется, что-то в не так. Как вы думаете, художник ничего не перепутал?

    Игра «Что перепутал художник?» (Дети зимой не катаются на велосипедах. Медведь спит в берлоге. Зимой птицы не вьют гнезда. На деревьях не распускаются листочки. Дети не загорают на пляже.)

    4. Упражнение для развития мышц язычка.

    Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками. Подвигайте зеркала, посмотрите на свои язычки и начнем игру.

     «Сосулька»: Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»). 

    Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

    «Горка для спуска»: Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

    «Саночки»: Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

    «Ураганный ветер»: Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

     

    5.Развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

    Логопед: Ребята, а давайте представим звуки зимы. Какие они? Как их можно произнести?

    Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

    6. Активизация словаря

         Логопед: Я знаю одного Зайчика, он пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают, что такое зима. Поможем Зайчику подобрать нужные слова?

         Пришла долгожданная (что?) …зима.

         Дует холодный (что?) … ветер.

         Крепчает (что?) … мороз.

         Стали совсем короткими (что?) … дни.

         Длинными стали (что) … ночи.

         Кружатся красивые, легкие (что?) … снежинки.

         На стеклах мороз нарисовал (что?) …узоры.

         На земле снежные (что?) … сугробы.

         На реках, прудах толстый (что?) … лед.

    7. Развитие навыков словообразования.

    Логопед: Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете, кто такие поэты. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

    Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …(снег).                                     

    С неба все скользят пушинки – серебристые (снежинки).                                      

      На деревню, на лужок все снижается (снежок).                                     

    Землю белой, чистой, нежной застелил постелью … (снежной).

    Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).

    Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

    Рядом – снежная фигурка: это девочка… (Снегурка).

    На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …(снегири).

    Словно в сказке, как во сне землю всю украсил …(снег).

    Логопед: Вы – молодцы, хорошо придумали и нашли правильные ответы. (Еще раз назвать слова.) А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (От слова снег.)

            8. Развитие лексики.

    Подобрать как можно больше слов – определений:

    Зима (какая?) … (холодная, снежная, злая, вьюжная)

    Снег (какой?) …

    Лед (какой?)…

            9. Развитие речевого дыхания.

    Упражнение на дыхание «Вьюга».

    - А еще зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас мы подуем на снежинки так, чтобы он кружились в воздухе. (Подуть тонкой струей на снежинки.)

           10. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

     

    Под

    снежным

    покрывалом

    покоится

    земля.

    В краю

    большом

    и малом

    всё снежные поля.

    Бери скорее

    санки,

    из дома

    выбегай.

    Поедем

    утром рано

    кататься

    в снежный

    край.

           11. Развитие связной речи. Составление сложноподчиненных предложений.

    Люди зимой носят теплую одежду, потому что … (холодно, мороз).

    Девочки намочили рукавички, потому что … (лепили Снеговика).

    Зайчик сменил серую шубку на белую, потому что … (она не заметна на снегу).

    Дети смастерили кормушки, потому что … (птичкам нечем питаться).

            12. Развитие связной речи. Логического мышления. Составление предложений по картинке: Кто чем питается?

    13. Развитие зрительного внимания. Развитие грамматических категорий: согласование существительных с числительными.

    Сколько птичек увидел Никита возле кормушки?

    14. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима в городе»

    Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Дома, деревья, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на лицу. Ребята лепили Снеговика. Дети катались на санках и коньках. Весело зимой!

    (Рассказ может быть составлен при помощи картинок-подсказок, по наводящим вопросам).

    Рефлексия

    Логопед: Снеговику очень понравился рассказ и зимние приключения. Он решил подарить вам, ребята, картинки-раскраски.

     

     

     

    Категория: Методическая копилка | Добавил: solnyschckosad
    Просмотров: 343 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    avatar