Воскресенье, 19.05.2024, 15:09
МБДОУ детский сад - ясли № 1 "СОЛНЫШКО"

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Наши достижения
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Вход на сайт
Конкурс
Поддержка детям
ГМУ
День Победы
Госуслуги
Телефон доверия
Собрание
Праздники России
Праздники России
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования и молодёжной политики СК
  • ФГАУ "ФИРО"
  • Официальный портал ОМС города Лермонтова
  • Наш опрос
    Наиболее эффективными формами взаимодействия детского сада с семьёй Вы считаете ?

    Всего ответов: 7
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Методический кабинет » Методическая копилка

    Консультация для педагогов
    27.01.2022, 11:51

     «Средства развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Формирование мотивов обучения»

    «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

    Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. К началу этого периода у него сформировались такие психические процессы, как ощущение, активная речь, непроизвольное внимание, предметное восприятие.

    Развитие психических познавательных процессов в дошкольном возрасте имеет большое значение, т.к. от того как развиваются в дошкольном возрасте восприятие, воображение, мышление, память, внимание и речь будут определяться возможности ребенка в учебной деятельности в школе.

    Значение восприятия и воображения в жизни дошкольника велико, т. к. они создают фундамент для развития мышления, способствуют развитию речи, памяти, внимания.

    Задача воспитателей и родителей – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

    Рассмотрим основные актуальные средства для развития психических процессов и формирования мотивов к познавательной деятельности.

    Познавательные мотивации проявляются и в разнообразных видах продуктивной деятельности, когда дети воспроизводят то или иное явление, изготовляют предметы. Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Здесь много условий, но главное из них - постоянная занятость ребенка - и посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их.

    Обращаю ваше внимание на способы, основанные на внешней мотивации, чаще игровой, ведь  именно они становятся базовыми на этапе дошкольного образования, позволяют заинтересовать, привлечь внимание, удержать его на протяжении всего времени образовательной деятельности.

    Первый тип - игровая мотивация

     Например: «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки используются яркие, эстетичные, желательно новые.

       На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. 

    Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

    При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

      Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»

         Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

       Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

    Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

     Например, сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне?  Можно сделать разноцветное печенье.

       Трудовая деятельность. Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

       Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговых мероприятиях по теме недели.

    Этот тип мотивации можно использовать с младшей группы.

       Третий тип мотивации «Научи меня»

    Он основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

        Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

    Например, игровая деятельность. Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

      Рисование ладошками. Ребята, хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

    Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

        

    Четвёртый тип мотивации - создание предметов своими руками для себя - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

    Например, Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

    Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

    Пятый тип мотивации «Художественное слово»

     К нему отоносятся использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

     Шестой тип мотивации «Словесный»

     Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

     Например, Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.

        Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

    Словесные мотивации используем в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

    Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный»

    Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

     «Использование ИКТ»

    Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

    Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

     Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

     

    Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.  Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

    Развивая у детей наблюдательность, воспитатель одновременно сопутствует и развитию познавательной мотивации. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного для него значительно шире. Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и тоже явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес.

    Также, Стимулирование познавательной активности дошкольников происходит через развитие и обогащение поисково-исследовательской деятельности на основе интеграции образовательных областей.

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    -дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

    -идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

    - развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

    - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

    - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

    - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Я считаю, что особую значимость в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка и создает оптимальные условия для проведения опытов и экспериментов.

    Если создать необходимые  психолого-педагогические условия для развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, то это будет способствовать  мотивации их познавательной активности, формированию психологической базы развития личности ребенка, его  успешной социализации  в обществе, созданию единого образовательного пространства детства.

    Одним из важнейших средств развития психических процессов обучающихся можно смело назвать дидактическую игру. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Далее обращаю ваше внимание на достаточно новую технологию «детский коучинг». По определению - это работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на формирование и тренировку навыков необходимых им для успешной учебы. Она способствует раскрытию потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления.

    Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек хотел сам находить и получать необходимые знания.

    Методы и приемы:

    -Самопрезентация;

    - Эвристический метод и мозговой штурм;

    -Образовательная деятельность в форме Брейн-ринг, викторина;

    - Квесты;

    -Метод волшебных вопросов;

    - Методы и приемы технологии ТРИЗ.

    Итог таков: чтобы развивать у детей познавательную мотивацию, содействовать их устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. Для этого в первую очередь  необходимо создать явный интерес к образовательному процессу , используя перечисленную мной типологию способов и средств.

    ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

    Категория: Методическая копилка | Добавил: solnyschckosad
    Просмотров: 93 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar