Воскресенье, 19.05.2024, 15:41
МБДОУ детский сад - ясли № 1 "СОЛНЫШКО"

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Наши достижения
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Вход на сайт
Конкурс
Поддержка детям
ГМУ
День Победы
Госуслуги
Телефон доверия
Собрание
Праздники России
Праздники России
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования и молодёжной политики СК
  • ФГАУ "ФИРО"
  • Официальный портал ОМС города Лермонтова
  • Наш опрос
    Ваш ребёнок ходит в детский сад
    Всего ответов: 20
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Методический кабинет » Методическая копилка

    Консультация для педагогов
    26.01.2022, 10:25

    «Игры и упражнения для развития

    проприоцептивной системы»

    Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц и суставов. Эта система отвечает за любое хорошо скоординированное движение.

    Нарушениями проприоцептивного восприятия могут быть замедленная и быстрая реакция.

    В первом случае ребенок постоянно прыгает, рушит, громит, топает. Ему нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.

    Во втором случае у ребенка трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Он часто натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется. Такому ребенку сложно оценить свои силы: не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.

    Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем

    Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы:

    - Ползанье на четвереньках

    - Перекрестная ходьба

    - Стояние на одной ноге

    - Разделение задачи на более мелкие шаги, с которыми ребенку легче справиться

    - Задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них

    - Залезания на препятствия, пролезание в туннели

    - Копирование движений пальцами рук.

     

    1. «Путаница»

    Воспитатель намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенку необходимо исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок, он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.

    2. Перехваты палки

    - привертикальном положении палки - снизу вверх и сверху вниз;

    - при горизонтальном положении палки — слева направо и справа налево;

    - перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

    3. Спереди — сзади»

     Ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие его части.

    4. «Перекрестные и односторонние движения»

    - На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.

    - На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз.

    - На третьем этапе — перекрестные движения;

    Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

    5. «Цыганочка»

    И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены.

    - дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п.;

    - сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п.

    - дотронуться левой рукой до поднятого правого колена, вернуться в И.п.;

    - сзади дотронуться правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Повторить весь цикл 3 раза.

     

    6. «Птенчики»

     Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением рук.

     

    7. «Ладушки»

    Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога ми. Затем усложните задачу:

    а) хлопок в ладоши - хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены) – хлопок в ладоши - хлопок с партнером «левая — правая» - хлопок в ладоши - хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;

    б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши - удар кулака о ладонь – хлопок в ладоши - удар другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка в ладоши, удар «кулак-ладонь» ребенок делает с вами. В еще более сложном варианте «кулак-ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

    в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами).

     

    8. Ползание вперед-назад, вправо-влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением рук и ног. Варианты усложнения заданий:

    - передвигаются одноименные руки и ноги. Руки располагаются параллельно друг другу;

    - передвигаются одноименные руки и ноги. Руки перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

    9. Рисование пальчиками

     Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек. Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

     

    10. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Чрезвычайно важно, чтобы одновременно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д.

    Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем - разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях;  далее - одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа).

    Отметим необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.

    Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плоскость – выполняя эти же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.

     

    11. «Движения в одном направлении»

    Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

     

    12. «Что находится справа от меня?»

     Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

     

    13. «Повернись направо, повернись налево»

    Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игроки командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

     

    14. «Кто где стоит?»

    В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

     

    15. «Диспетчер и самолет»

    При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

     

    16. «Робот»

    Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.».

    Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того, чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

    После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».

     

    17. «Передай мяч назад»

    В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

     

    18. «Моя комната»

     В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что, а слева, (и т.д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.

     

    19. «Капризный фотограф»

    Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы».

    Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

     

    20. «Беги на новое место»

     Дети встают в колонну. Педагог или ребенок - ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.

    Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).

     

    21. Прыжки на месте на двух ногах:

    а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например, мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то уносков, то у пяток ног);

    б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например, гимнастическая палка, лежит между стопами ног).

    Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.

     

    22. Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между стопами ног:

    а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;

    б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собойи ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.

    Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.

     

    23. «Разложим по порядку»

     Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например, «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника... (до десяти изображений)».

    Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо изображения и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

     

    24. «Передай мяч»

     Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему — снизу между ногами и т.д.

    Другой вариант — передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево.

    Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед, становясь первым, и начинает игру сначала.

     

    25. «Разноцветные бусы»

     Надо раскрасить бусы определенным,заданным образом, например, две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две красные и т.д. Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двухэлементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

    Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д.

     

    26. «Право — лево»

     Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть).

    Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

     

    27. «Собираем урожай»

     Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».

     

    28. «Поставь фигуру в угол»

     Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

     

    29. «Покажи направление»

     Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем —по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).

     

    30. «Угадай часть тела и запомни ее название»

    Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками. Варианты усложнения заданий:

    - после того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями;

    - дотроньтесь до своего тела и попросите ребенка показать на себе и назвать этот участок.

                                                                                                                                              ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

    Категория: Методическая копилка | Добавил: solnyschckosad
    Просмотров: 135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar