Воспитание толерантного отношения к дошкольникам с ОВЗ в детском саду
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.
Толерантность (лат.) - это терпение, переносимость, снисходительность, принятие другого рода взглядов, нравов, привычек, поведения.
Толерантность – это еще и показатель не отчужденности сознания человека, а показатель его готовности искренне и глубоко проникать в мир «другого», в действительность и в то, что в ней происходит.
Воспитание толерантности приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования.
В последнее время всё большую популярность приобретает термин инклюзивное образование. В Федеральном законе «Об образовании» №273 говорится, что инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с особенными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Отношение к инклюзии у всех разное. Кто-то понимает и принимает, осознавая важность инклюзии. Некоторые родители не согласны принять инклюзивное образование.
В связи с этим, одной из центральных задач образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей, нормально развивающихся сверстников толерантности, т. е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Уже в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, способность контролировать свои эмоции; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции.
Взрослый является образцом для детей, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении.
В работе с дошкольниками используют такие формы работы:
‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;
‒ арт-терапия,
‒ сказкотерапия
‒ игротерапия и пр.
Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:
- осуществлять информационную и консультативную помощь,
- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.
Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Профессиональная готовность педагога включает в себя:
• информационную готовность;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.
Категории детей с ОВЗ (классификация В.А.Лапшина, Б.П.Пузанова):
- дети с нарушением слуха
- дети с нарушением зрения
- дети с ТНР
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети с задержкой психического развития
- дети с нарушением интеллектуального развития
- дети с комплексным нарушением развития (имеют сочетание двух или более первичных нарушений)
Что важно помнить при работе с детьми с ОВЗ (некоторые общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ):
- необходимо помнить, что ребёнок с ОВЗ будет обучаться медленнее других детей;
- снизить требования к аккуратности (в начале работы), чтобы сформировать чувство успеха;
- обращать внимание на любые трудности ребёнка и по мере необходимости обращаться к специалистам;
- быть сдержанным, спокойным, радоваться любым успехам ребёнка;
- помогать ребёнку развивать уверенность в своих силах;
- систематически общаться с ребёнком;
- не быть слишком требовательным к ребёнку, устанавливать требования в соответствии с уровнем развития его навыков и познавательных способностей;
- чередование деятельности, дополнительный отдых (в соответствии с индивидуальными возможностями).
Правила толерантности (С. Соловейчик)
1. «Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нем этого другого признавать» — принимаем ребенка таким, какой он есть.
2. «Нет, счастье – когда тебя принимают. Мы любим лишь тех, кто принимает нас» — принимая ребенка таким, какой он есть – создаем условия для конструктивного взаимодействия.
3. «Сильное великодушие производит такое же шоковое действие, как и сильное наказание. Но результаты противоположны» — в основе общения не насилие, а сопереживание и сотрудничество.
4. «Изобличая или, того хуже, подозревая ребенка во лжи, мы внушаем ему, что он лжец, – он и становится лжецом навсегда» – стремление разобраться в ситуации, поддержка, сочувствие.
5. Мы освоили педагогику требования, наказания, уговоров, поощрений – педагогику борьбы с недостатками; мы порой так яростно боремся с недостатками ребенка, что и достоинств его не видим. А может, не надо бороться? Может, все-таки вести себя по-другому, увидеть и развивать в ребенке все лучшее? – эмпатия, поддержка, оптимизм.
(см.презентацию во вложении)
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД |