Воскресенье, 19.05.2024, 11:44
МБДОУ детский сад - ясли № 1 "СОЛНЫШКО"

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Наши достижения
Аттестация педагогов [2] Методическая копилка [24]
Вход на сайт
Конкурс
Поддержка детям
ГМУ
День Победы
Госуслуги
Телефон доверия
Собрание
Праздники России
Праздники России
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования и молодёжной политики СК
  • ФГАУ "ФИРО"
  • Официальный портал ОМС города Лермонтова
  • Наш опрос
    Оцените наш сайт

    Всего ответов: 16
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Методический кабинет » Методическая копилка

    Консультация для педагогов
    17.01.2022, 12:32

    Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ)

    Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Рост детей с СДВГ считается обусловленным реалиями современного экологически неблагополучного, стрессогенного и информационного перегруженного мира, но можно с уверенностью сказать, что дети с данными трудностями встречались и раньше. СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также писал детские стихи для своего трехлетнего сына.

    Специалисты признают три типа СДВГ. Существует тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны), тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности незначительны) и наиболее часто встречающийся смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности).

    Рекомендации для педагога по организации работы с детьми, имеющими СДВГ

    Известно, что СДВГ не ограничивается только проблемой внимания и гиперактивности. СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Обучение ребенка с СДВГ должно предусматривать его постоянный контакт с воспитателем, поэтому такого ребенка рекомендуется усаживать рядом.

    В первую очередь, педагогу необходимо сформировать определенное понимание и состояние «принятия» гиперактивного поведения ребенка, с возможной агрессией. Ниже показана таблица «Язык принятия».

    Рекомендации:

    1.      Необходимо помнить, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Желательно составлять списки, которые помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо.

    2.      Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

    3.      Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от занятия, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. С ребенком с СДВГ необходимо поддерживать постоянный визуальный контакт. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.

    4.      На занятии длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Необходимо следить за успехами ребенка и подчеркивать их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют, поэтому они жаждут похвалы и растут от нее.

    5.      Педагогу необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Желательно дать им эту информацию конструктивным путем. Спросить, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают ребенка к самопониманию.

    6.      Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., воспитатель может дать ему точный и ясный совет. К примеру, сказать: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.

    7.      Обращайте внимание на взаимосвязь детей с СДВГ с другими детьми. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".

    8.      Возлагайте на ребенка ответственность и поручения, когда это возможно. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце занятия может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.

    9.      Подготовьтесь к неорганизованному времени. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

    10.    Старайтесь как можно чаще встречаться с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.

    11.    Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

    12.    Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся. Помните: в этой какофонии есть симфония, которую еще предстоит написать.

    13.    Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

    14.    При проведении занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

    15.    Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию ребенка, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

    16.    Давайте ребенку задания в соответствии с его рабочим темпом и способностями. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

    17.    Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в детском коллективе – воспитывайте навыки работы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

    Игры для гиперактивных детей

    «Лови - не лови»

    Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное - несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить малышу, когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.

    К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т. д.)

    Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.

    Игра «Молчу-шепчу-кричу»

    Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить все имеющиеся проблемы. В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которымигроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.

    Игра "Успевай-ка"

    Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например "7". Можно усложнять правила: "Стоп"говорить только в том случае, если перед цифрой "7"называлась цифра "6". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.

    Игра «Прикосновение»

    Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка.

    Вывод: Помните о том, что главная задача – обеспечить общий эмоционально нейтральный фон развития и обучения. Не должно быть ни окриков, ни восторженного, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивные дети очень чувствительны и восприимчивы, эмоции могут захлеснуть их,   стать препятствием для дальнейшей деятельности.

    ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД

    Категория: Методическая копилка | Добавил: solnyschckosad
    Просмотров: 116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar