«Особенности коррекции агрессивного поведения у детей»
Проявление детской агрессии относится к нарушениям в эмоционально-волевой сфере и считается частым явлением в современной реальности.
Типы агрессивных проявлений:
1. Физический. Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
2. Вербальная агрессия. Она проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
3. Прямая детская агрессия. Этот тип агрессии, который направлен на определённый объект.
4. Косвенная (непрямая) агрессия. С помощью этого вида агрессии ребёнок может, использовать злобные шутки, сплетничать провоцировать.
5. Аутоагрессия. Во время ее проявления ребёнок использует против самого себя. Например: выдирает волосы, ресницы, брови, обгрызает ногти, травмирует тело.
При взаимодействии с детской агрессией и ее коррекцией взрослым рекомендуется учитывать важнейшие факторы, напрямую влияющие на эффективность положительных изменений в поведении ребенка. Они подразумевают позицию и понимание комплексного подхода. Основные из них :
1. Способность безусловного принятия ребенка в целом. Она позволяет установить доверительные отношения воспитуемого со взрослым, а также разрушает бытующее на практике оценочного отношения к детям, имеющим отклонения в развитии и поведении: « Если ребенок не такой, как все, имеет какой-либо психофизический недостаток, что либо нарушает или не выполняет, то он плохой и заслуживает порицания.»
2. Важно быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. Отсутствие этого зачастую лежит в основе причин развития СДВГ (Синдрома дефицита внимания) и провоцирует агрессию. К сожалению - это распространенное явление
3.Демонстрировать модель неагрессивного поведения и быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки. Наказание не должно унижать ребёнка.
4. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Развивать эмоциональный интеллект и повышать его положительный уровень. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
7. Развивать способность к эмпатии.
8. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
10. Учить брать ответственность на себя.
Основные методы:
- В психокорекционном сопровождении детей с агрессивным поведением проявляйте много положительно внимания к ребенку, указывая на позитивные черты. Рассматривайте метод психологического просвещения как неотъемлемую часть поведенческой коррекции.
- Релаксационная терапия включает в себя различные формы и приемы реализующие эмоциональное и мышечное расслабление, осознание собственных потребностей, снижение уровня личной тревоги, развитие позитивной самооценки, обучение ребенка адекватному выражению своего гнева, обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Например:
- игротепия, основанная на импровизированном диалоге, на инсценировке с использованием сенсорных, массажных мячей;
-музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки);
- арттерапия, песочная терапия;
- сказкотерапия.
Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка - это выдуманная волшебная история с позитивным завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением. Также же основным достоинство сказкотерапии как метода является и то, что центром любой сказки является метафора - средство психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций
Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет неустойчивым. И не забывайте транслировать ребенку чувство любви, принятия и заботы, независимо от его поведения.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД |