Конспект занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста из области самопознание «Настроение и восприятие» с применением коучинговых элементов
Цель: развитие аналитических способностей, самосознания, самоидентификации, внимания. Создание положительного психологического климата среди дошкольников, обучение пониманию собственного настроения. Формирование умения свободно выражать свои мысли, развивать чувство собственного достоинства, самоуважения, принятия себя и осознания своего «Я».
Задачи:
- развивать чувства коллективизма;
- мотивировать детей к самопознанию и познанию других детей;
- развивать навыки невербального и вербального общения;
-развивать понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей;
- развивать произвольную сферу ребенка;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- способствовать повышению самооценки;
- снять телесное и эмоционального напряжение;
Методы и приемы:
- игровой;
- коучинговые элементы социально-психологического тренинга;
- элементы групповой дискуссии.
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог-психолог: «Здравствуйте, дорогие ребята! Обратите внимание на то, какая погода за окном! А ведь внутри нас тоже есть погода-это настроение! Настроением можно управлять, то есть его создавать!»
Педагог-психолог: «Можно создавать настроение с помощью игры. Предлагаю приготовить его так: сварим компот хорошего настроения. Становитесь в круг, изображаем котелок.
Дети становятся в круг и повторяют за педагогом – психологом.
Педагог-психолог: «Сейчас мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
Килограмм доброты,
И 200 грамм шутки
И варим все это 3 минутки.
Затем мы добавляем небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость».
Дети улыбаются вместе с педагогом-психологом.
II. Основная часть занятия
Игра-эксперимент «Что помогает восприятию?»
Педагог-психолог: «Зажмурьте глаза, чтобы не видеть, закройте уши, чтобы не слышать, и нос, чтобы не чувствовать запахи. Теперь обратите внимание на свое состояние. Разве это жизнь, как вы думаете?»
Педагог-психолог выслушивает ответы детей. Далее задает наводящие вопросы:
Если бы язык наш не чувствовал вкус сладкой конфеты, вы помнили бы, что эта конфета была сладкая?
А если бы наша кожа потеряла способность чувствовать? Вас укусит комар, а вы и не почувствуете. Что будет тогда с вами?
Педагог-психолог выслушивает ответы детей.
Педагог-психолог: «Дети, вы догадались, что помогает нам воспринимать наше тело. Но еще важно развивать внимание, для того чтобы видеть, слышать, чувствовать. Давайте потренируемся в развитии вашего восприятия, изобразите с помощью вашей мимики ответы на вопросы: «Чеснок и лук какие по запаху и вкусу? А Перец, горчица - какие? Торт, конфеты, холодное мороженое какие?»
Дети отражают свои ощущения соответствующей мимикой.
Информационные сведения
Педагог-психолог: «Итак, мы выяснили, что наши органы восприятия - это наши чувственные органы: глаза, уши, нос, язык. Наша кожа чувствует и также запоминает, например: огонь жжет, на улице холодно, крапива жалит. Восприятие надо развивать, будем учиться быть наблюдательными, ведь восприятие - это разведчик нашего ума».
Игровое упражнение «Разное настроение»
Педагог-психолог: Я буду проговаривать фразы, ситуации, а вы изображать соответствующее сказанному настроение. Начинаем игру:
«Мальчик сломал свою любимую машинку,
девочка покупает маме цветы,
бельчонок отобрал у ежика яблочко,
мишутка ждет гостей,
мама подарила сыну конструктор,
бездомная собачка под дождем,
девочке купили пышное платье»
После каждой фразы дети изображают настроение, активно применяя мимику лица.
Педагог - психолог: «Какие вы успешно справились, правильно к каждой ситуации подобрали настроение. Действительно, наше настроение зависит от происходящих событий. Но для того, чтобы сохранять радость, нужно выучить и помнить одно "правило-секрет": наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думайте обо всем с приятной точки зрения. Чтобы этому научиться, вам нужно понять, как из трудных мыслей легкие создавать.
Упражнение с коучинговым элементом рефрейминга
«Правило восприятия»
Педагог - психолог открывает детям примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение:
«Я плохой, но я исправлюсь.
Я не умею, но я научусь.
Я не справился, я попробую еще.
Я боюсь, но постараюсь быть храбрым».
Далее педагог-психолог раздает каждому ребенку ситуативные карточки и предлагает детям обсудить что плохого и хорошего они видят в изображенных ситуациях, демонстрируя на примере своей карточки с картинкой: Мальчик заблудился в лесу, но ведь, находясь в поиске пути к дому он становится храбрее.
Дети по очереди выполняют упражнение.
Упражнение «Разные, но похожие»
Педагог – психолог: «Мы все такие разные, но иногда похожие. Предлагаю выполнить игровое упражнение «Разные, но похожие». Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове. Кто любит мороженое, погладит себя по животу. Кому нравится танцевать, попрыгают. У кого длинные волосы, присядут. Кто сегодня в тапочках, поднимут руки вверх.
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Педагог-психолог: «Самое важное это то, что наши мысли, формируют восприятие, а восприятие влияет на наше настроение».
|