Работа логопедического кабинета
Почти все дети в младшем возрасте имеют речевые проблемы. И конечно же какие-то дети справляются с этим самостоятельно в силу своих особенностей, но каким-то детям нужна консультация специалистов. И сейчас я хотела бы рассказать в каких случаях необходимо обратиться к специалистам. Многие мамы даже считая, что речь их ребёнка достаточно хорошо развита, должны прийти на консультацию к логопеду. Всё-таки есть такое понятие, что логопед занимается корректировкой звуков, но это не так. Речь - широкое понятие. И когда мы даём тестовые задания нашим детям, мы всегда обращаем внимание на словарный запас, это первое. На то, как ясно и как грамотно ребенок умеет выражать свои мысли. И конечно же грамматическое оформление речи. То-есть это все то на что мы обращаем внимание.
Я бы хотела затронуть те самые основные причины, которые приводят к задержке речевого развития.
Первая причина – это не востребованность речи. Это, когда очень мало внимания уделяется своему ребенку. Либо родители мало общаются с ребенком, либо вообще не общаются с ребенком.
Следующая причина тоже на мой взгляд очень важная. Это замедленный темп созревания нервных клеток, который приводи в последствии к задержке речевого развития. В таких случаях мы всегда направляем детей на консультацию к невропатологу и психиатру. Но не нужно этого бояться. Есть такие дети, которым может быть необходимо для активизации деятельности головного мозга принимать некоторые препараты. В последствии это конечно же поможет ребенку в точном усвоении речевого материала. А потом уже непосредственно выполнять те рекомендации, которые дает логопед.
И следующая проблема, которая довольно часто встречается, это те соматические заболевания, травмы и отклоненное от нормы развитие органов артикуляции, которые вызвали задержку речевого развития (в утробе, в процессе рождения и после рождения). То-есть здесь мы тоже работаем в паре с теми специалистами, где в общем-то находится ребенок на учете. Это невролог, детский психиатр и другие специалисты.
Так что же считать задержкой развития речи. И поводом обратиться к специалистам.
- Это отставание в развитии речи от следующих норм:
- К 1-му году ребенок должен говорить 8-10 слов.
- В 2 года ребенок строит простые предложения.
- В 3 года ребенок строит сложные предложения.
- К 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если какие-то звуки пока выражаются неверно.
- К 5-ти годам речь ребенка полностью сформирована, как у взрослого человека.
- Это опасные симптомы, такие как:
- Неразборчивая речь.
- Невнимательность.
- Неусидчивость.
- Быстрая потеря внимания и интереса.
- И конечно же наличие заболеваний, травм и наличие дефектов органов артикуляции.
Какие же пути преодоления?
Проводится обследование речи дошкольников. По результатам обследования дети направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). По решению ПМПК ребенок поступает в логопедическую группу. Не нужно бояться отдавать ребенка в эти группы. Количество детей в таких группах заметно меньше, чем в общих группах (12-15 человек). А, следовательно, и внимание воспитателей выше. В группе с детьми работают квалифицированные специалисты: воспитатели и логопед.
Для детей, не попавших в логопедическую группу, но желающих исправить речевые недостатки, в нашем детском саду создан логопедический кабинет. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования используется необходимый материал и пособия.
Организация логопедической работы имеет три направления:
- Взаимодействие с родителями.
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми по:
- развитию связной речи (смысловое развернутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, составление описательных рассказов по картинке, по серии картинок, по карточкам-схемам);
- развитию лексико-грамматического строя речи (умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении);
- совершенствование общей и мелкой моторики;
4. развитию умственных способностей (памяти, внимания, воображения,
мышления);
5. нейропсихологические игры (выявление слабых и сильных сторон работы
головного мозга; гармоничное взаимодействие правого и левого полушария).
Так же проводятся индивидуальные занятия по:
- постановке звуков;
- автоматизации и дифференциации звуков;
- развитию речевого дыхания и силы голоса;
- формирование фонематических функций;
- совершенствование артикуляционной моторики;
- формирование слоговой структуры слова;
- нейропсихологические игры (выявление слабых и сильных сторон работы головного мозга; гармоничное взаимодействие правого и левого полушария).
Взаимодействие с родителями.
На первой логопедической консультации мы начинаем рассказывать, что характерно для каждого возраста, на что мы обращаем внимание, что важно для ребенка. Какие книжки читать с ребенком, в какие игры играть, потому что для ребенка всегда важна совместная деятельность со взрослым. И конечно же к каким специалистам, в случае необходимости, нужно дополнительно обратиться.
Вам необходимо выполнять все домашние задания еженедельно и даже ежедневно, которые дает вам логопед. Вообще по своей сути все наши задания не так сложны, как кажется. То-есть это каждодневная, систематическая работа, которая приводит всегда к положительному результату. И для нас, для логопедов всегда важна взаимная заинтересованность в результате. Как родителей, так и специалистов. И конечно же атмосфера абсолютного доверия. Если родитель доверяет специалисту, если специалист доверяет родителю, то результат не заставит себя ждать. И поверьте, самое приятно, это видеть глаза ребенка, у которого все получается.
Логопедический кабинет оснащен всеми необходимыми пособиями для успешной работы над поставленными задачами.
- Зонды для постановки звуков и логопедического массажа.
- Тренажеры для речевого дыхания.
- Зеркала для индивидуальной работы и подгрупповой.
- Тренажер для развития фонематического слуха.
- Тренажеры для артикуляционного аппарата.
- Методические пособия для групповых и индивидуальных занятий.
- Демонстрационный материал для тематических занятий.
- Речевые дидактические игры.
- Игры на развитие умственных способностей.
- Пособия для нейропсихологических игр.
- Пособия для развития мелкой моторики.
- Су-Джок.
- Мячи разной величины и фактуры.
- Шнуровки.
- Объемные фигуры.
- Паззлы.
- Мозаики.
- Карточки и т.д.
Вся работа с детьми направлена на улучшение речевой деятельности ребенка. Но это не значит, что вы, родители, освобождаетесь от ответственности за речевое развитие своего ребенка. Еще раз повторюсь – это помощь для родителей. Неисправленная речь ребенка в дошкольном возрасте, несет в себе массу проблем при обучении в школе. А значит это неправильное чтение, а в следствии и неправильное написание. Как говорю, так читаю и пишу. С детьми нужно разговаривать не только по поводу того как он сходил в садик, что он там ел и как погулял. А о том, что действительно интересует ребенка. О том, что должны вы вложить в ребенка. Те знания, которые вы хотите. То на сколько грамотная речь это все полностью зависит от родителей.
|